К оборудованию и оснащению кабинета психолога предъявляют определенные требования
Выберите подкатегорию
Кабинет детского психолога в учебных заведениях представляет собой одно из важнейших элементов единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Специализация кабинета состоит в то, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:
- помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;
- помощь детям и их родителям в экстремальных условиях;
- помощь детям с отклонениями в развитии.
Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога основывается на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включает необходимое техническое оснащение и оборудование.
Требования к кабинету психолога
- Комфортная внешняя среда кабинета.
- Помещение для групповой и тренинговой работы и помещение для индивидуальной работы.
- Шкафы и полки для методической литературы, инструментария.
- Специализированное оборудование: интерактивные средства обучения, бизиборды и пр.
- Оргтехника: компьютер, множительная техника, звуковое оборудование, калькулятор.
- Методическая литература.
- Диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал, бланки методик для индивидуального тестирования.
- Секундомер.
- Наборы цветных карандашей, красок, мелков.
- Документы, формы учета деятельности и отчетность
Атмосфера психологического кабинета очень важна — это место предназначено именно для детей. Важно чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от музыкальных классов и залов для физкультурных занятий. Кабинет педагога - психолога целесообразно разместить на первом этаже ОУ, чтобы к нему было легко добираться. Кабинет должен быть рассчитан на 12-15 посадочных мест. Комната должна гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз: в ней не должно быть внутренних окон и стеклянных дверей. Наличие внешних окон необходимо, но они должны иметь занавески.
Интерьер в кабинете психолога играет важную роль, поэтому к нему предъявляются определенные требования:
- Для пола рекомендуется мягкое ковровое покрытие темно-зеленого цвета; возможным покрытием для пола является линолеум, так как он долговечен и легко моется.
- Цветовые сочетания и общий фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Эта цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом, возможна обивка стен драпировочной тканью.
- В оформлении кабинета желательно использовать элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с подсветкой, панно с изображением пейзажа: лес, поле, горы, водные просторы, естественные краски которых содержат основную гамму цветов от голубого до зеленого), декоративно-художественные композиции из комнатных растений;
- Окна рекомендуется завешивать шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен;
- Кресла должны быть мягкими, с удобными спинками и подлокотниками, а в зоне релаксации - с подголовниками или высокими спинками.
- Помещениях кабинета не рекомендуется использовать блестящие поверхности. Исключен фиолетовый цвет. Ограничен в использовании красный, оранжевый, желтый, которые способствуют повышению активности центральной нервной системы.
- Светильники настенные, потолочные, настольные (для разных видов работ необходим определенный свет). Лампы накаливания для освещения кабинета использовать не рекомендуется.
К числу обязательных компонентов меблировки кабинета педагога — психолога относятся:
- рабочий стол психолога;
- шкафы (для хранения методических пособий, материалов обследований, техники и др.);
- рабочие места для детей (количество зависит от размеров помещения и специфики работы);
- журнальный стол;
- кресла;
- стулья.
Технические средства необходимы психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционной работы и пр. Потому очень важно для кабинета психолога иметь:
- бизиборды
- интерактивные средства обучения;
- систему видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;
- систему звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей;
- компьютер;
- технику, необходимую для физиологических замеров;
По возможности, кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
- консультативная;
- диагностическая;
- тренинговая (коррекционно-развивающая);
- психологической разгрузки (релаксации);
- зона организационно - планирующей деятельности (личная зона).
Специальный кабинет психолога: один из вариантов оформления
Для организации кабинета не требуется никаких особых перестроек. С помощью некоторых строительных и дизайнерских изменений в психологический кабинет, отвечающий современным требованиям психологической работы, переоборудовался обычный школьный класс. Продумано было все до мелочей – от формата окон, цвета стен и приспособлений до базового комплекта методических материалов.
Участники проектной группы рассуждали так: каждому психологу необходимо рабочее место, позволяющее ему полноценно реализовать свои профессиональные задачи. Когда психолог приходит к администрации с просьбой об организации кабинета, ему чаще всего отказывают – его слова ничем не подкреплены. Другое дело, если на руках у психолога целостный проект с чертежами, схемами и перечнем необходимых материалов. Да еще и обладатель золотой медали ВВЦ. Тогда администрация школы (уважающей себя школы) волей-неволей должна будет ознакомиться с проектом и принять его к сведению.
Методические рекомендации к организации.
Для успешной деятельности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспечить психолога инструментарием.
Архитектурно-художественная концепция проекта в качестве первого его принципа предполагает осознанный отход от прямого угла, с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Предлагается реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив её на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции предписывается использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым.
Второй принцип формирование среды кабинета состоит в создании образов природы. В проекте показано, как можно использовать керамические композиции, растительность, аквариумы и другие дополнения, что бы интерьер помещения повышал психологическую комфортность детей.
Все это должно вернуть ребенка в более чувственный мир, нежели современный интерьер.
Стандартное помещение класса предлагается разделить на 6 зон, что соответствует функциям кабинета.
- Холл.
- Зона ожидания приема.
- Зона первичного приема и беседы с клиентом.
- Зона консультативной работы.
- Зона игровой терапии.
- Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.
Каждая из зон имеет свое световое оформление.
В зависимости от психологических задач пространство кабинета можно преобразовать в новые формы, изменяя его по высоте, объему, цветовому, световому и звуковому оформлению.
Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе средств, методических материалов, документации и рекламы.
Технические средства.
- Бизиборды и другие методические интерактивные комплексы
- Системы видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.
- Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
- Компьютер.
- Методические материалы.
- Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей «Лилия».)
- Практические материалы для практической работы в школе.
- Набор игрушек и настольных игр.
- Набор материалов для детского творчества.
- Библиотека практического психолога.
- Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.
Документация.
- График работы.
- Перспективный план работы.
- Карты психологического изучения детей.
- Журналы учета.
- Бланки для регистрации результатов обследования.
Мебель. Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.
- Рабочий стол психолога.
- Шкаф для пособий; шкаф для техники.
- Рабочие места детей.
- Журнальный стол.
- Кресла.
- Стулья.
Дополнительные средства для дизайна кабинета.
- Цветные сменные перегородки помещения.
- Цветы.
- Клетка для птиц.
- Аквариум.
График работы кабинета должен обеспечивать возможность проведения консультаций и занятий в любое удобное для детей, родителей и учителей время. Это – время непосредственно после уроков; возможно использование больших перемен.
Кроме общих организационных требований при создании специализированного кабинета детского психолога следует руководствоваться специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета.
Реализация в работе комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение таких занятий в специально оборудованных помещениях с соответствующими условиями и требованиями к тех обеспечению и оснащению психологического кабинета.
Очень удобно иметь в школе кабинет психологической разгрузки, для педагогов.
Школьный кабинет психологической разгрузки создается отдельно от основного кабинета психолога. Выделенное под кабинет помещение должно соответствовать всем следующим психогигиеническим нормам:
- стены должны иметь дополнительную звукоизоляцию и окрашены в «теплые» тона или отделаны под дерево;
- потолок выложен плиткой из белого пенистого материала;
- пол застелен ковром золотисто-коричневого цвета;
- На окнах должны быть уютные шторы и тюль.
Цветы следует развешивать на стенах, расставлять в подставках-цветочницах, ставить на пол в напольных вазах - чем их больше в кабинете, тем выше психотерапевтический эффект. Для украшения кабинета допускается использование искусственной зелени.
Обязательный атрибут кабинета - аквариум на декоративной стойке. Красивая подсветка, крупные экзотические рыбы, бегущие вверх пузырьки воздуха сами по себе создают гипнотический, расслабляющий эффект.
Кабинет должен запираться изнутри, чтобы любопытствующие не отвлекали учителей от отдыха.
Кресла для отдыха должны быть коричневого цвета, мягкими, с высокой спинкой. Их целесообразно расставлять вокруг журнального столика под углом друг к другу - в этом случае будет создана иллюзия одиночества в момент отдыха.
- звуковое оборудование (аудиосистема);
- наушники (2-3 комплекта);
- набор аудиокассет с записью психотерапевтической музыки (без слов);
- интерактивное оборудование;
- мультимедиа проектор или большой монитор с возможностью демонстрации картинок природы (лес, вода, цветущие деревья и т. п.);
- экран для демонстрации слайдов;
- журнальный столик;
- биорезонаторные очки для глаз;
- электрический самовар;
- чайный сервиз.
При невозможности оборудования отдельного кабинета психологической разгрузки он может быть совмещен с кабинетом педагога-психолога.